Наумчик Алла Александровна
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы
С любовью к людям и верой в хорошее будущее

PDA
Депутат Палаты представителей Наумчик Алла Александровна
Главная События

События

Совместное заседание палат Национального собрания Республики Беларусь по вопросам депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответам Правительства Республики Беларусь

26 06/2017

Перед парламентариями выступил Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Матюшевский В.С. с докладом на тему «О развитии экономики Республики Беларусь в современных условиях».

Первый заместитель Премьер-министра проинформировал парламентариев о том, что Беларусь постепенно выходит на траекторию восстановления экономики. Целевая задача по темпам роста ВВП на первое полугодие выполняется с опережением — 100,9 процента (при задании 100,2 процента), заявил Первый вице-премьер. Рост инфляции находится на минимальном уровне (2,7 процента при прогнозе на полугодие 6,7 процента). Снижается процентная нагрузка на реальный сектор экономики. Ставка в 15 процентов по новым кредитам для юридических лиц — минимальный уровень за всю прошедшую пятилетку.

В числе позитивных тенденций В.С.Матюшевский отметил улучшение финансовых результатов работы организаций. Рентабельность продаж выросла до 7,4 процента (с 6,6 процента в январе — апреле 2016 года). В 2,8 раза увеличена чистая прибыль, в то время как чистый убыток в расчете на одну убыточную организацию снизился на 32 процента.

Выполняются задания по снижению уровня затрат. Преодолена двухлетняя тенденция снижения реальной заработной платы. Ее рост отмечается в течение трех месяцев. В целом по экономике сохранена увязка роста зарплат с производительностью труда, подчеркнул Первый заместитель Премьер-министра.

Он также пояснил, что рост ВВП обеспечивается главным образом за счет внешнего спроса. Благоприятная внешняя конъюнктура позволяет наращивать экспорт высокими темпами (119,5 процента в январе — апреле 2017 года). При этом опережающими темпами растет не сырьевой, а именно технологический экспорт. В.С.Матюшевский отметил, что за четыре месяца Беларусь экспортировала инвестиционных товаров почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году, что говорит о тенденции качественного улучшения структуры экспорта.

Первый вице-премьер сообщил, что золотовалютные резервы с начала года выросли более чем на 300 млн. долларов США. При этом валютные долги государством погашаются своевременно и в требуемом объеме. На платежном балансе страны и золотовалютных резервах позитивно сказывается то, что внешняя торговля сбалансирована, а сальдо сохраняется на положительном уровне (около 120 млн. долларов США, или 0,7 процента к ВВП).

В.С.Матюшевский рассказал, что большинство отраслей, за исключением строительства, демонстрируют положительную динамику. Основным драйвером роста выступает промышленность. Наибольшую отдачу показывают деревообработка и целлюлозно-бумажное производство, производство химических продуктов и легкая промышленность.

Первый вице-премьер заявил, что ситуация в машиностроении стабилизирована. Производство машин выросло на 19,3 процента, электрооборудования — на 9,1 процента. Произведенная продукция успешно реализуется, о чем свидетельствует самый низкий за последние пять лет уровень складских запасов.

В.С.Матюшевский рассказал также о мерах, которые принимает Правительство, чтобы закрепить положительные тенденции в промышленном секторе, работе по снижению долговых обязательств организаций и формированию положительного сальдо их денежных потоков.

Эта деятельность предусматривает реструктуризацию накопленных долгов. Здесь два основных механизма — «продажа» задолженности с использованием выпуска ценных бумаг (облигаций) специальными финансовыми организациями и схема расчистки долгов за счет триады «банки — бюджет — предприятие» с конвертацией долгов в акции организации, списанием остатка задолженности или продажей ее с дисконтом стратегическому инвестору.

Предусматривается также прямая поддержка из бюджета отдельных организаций, имеющих важное значение для экономики, — под задачи снижения затрат и оптимизации избыточной численности. Кроме того, осуществляется поддержка внутреннего рынка за счет пролонгирования на текущий год Указа Главы государства № 146 о финансировании закупки техники и оборудования, а также поддержка экспорта в рамках указов Президента Республики Беларусь № 466 и 534.

В 2017 году приняты меры по снижению затрат организаций промышленности. Отдельным организациям возмещена часть процентов за пользование банковскими кредитами за счет средств республиканского бюджета. По некоторым энергоемким промышленным организациям принято решение о дополнительном снижении с 1 мая 2017 года тарифов на электро- и теплоэнергию. В совокупности с финансовой реструктуризацией все перечисленные меры обеспечат рост реального сектора экономики, резюмировал Первый вице-премьер.

В целях смещения товарной структуры экспорта в сторону сложнотехнической продукции проведена модернизация национальной системы его поддержки и развития. В.С.Матюшевский пояснил, что новые механизмы основаны на передовых мировых практиках. Они предполагают кредитование конечных покупателей (нерезидентов) белорусской продукции, а не текущей деятельности предприятия; экспортное кредитование только через Банк развития; кредитование в рамках утвержденного перечня технически сложных товаров, обладающих высокой добавленной стоимостью, приобретение которых требует долгосрочного кредитования. Еще один принцип — субсидирование процентных ставок нерезидентам, включая банки и лизинговые компании, предоставляющие кредиты для приобретения белорусской техники и международный лизинг, сообщил В.С.Матюшевский.

Первый заместитель Премьер-министра отметил, что для Беларуси экспорт остается приоритетом государственного масштаба. Ставятся две основные задачи — товарная и страновая диверсификация. В 2020 году экспортная корзина должна состоять из трех сегментов мирового рынка в равных пропорциях: рынок ЕАЭС, рынок ЕС и рынки иных стран, пояснил он.

В текущем году продолжается работа по совершенствованию национальной системы администрирования внешнеторговой деятельности, сказал Первый вице-премьер. Главой государства подписан Указ, предусматривающий увеличение сроков завершения внешнеторговых операций при экспорте с 90 (по договорам комиссии — 120) до 180 календарных дней, при импорте — с 60 до 90 дней. Он подчеркнул, что от успешной реализации задачи по либерализации валютного законодательства напрямую зависят увеличение экспорта и рост валютной выручки субъектов хозяйствования, привлечение долгосрочного внешнего финансирования и обеспечение инновационного пути развития экономики.

В.С.Матюшевский проинформировал парламентариев о восстановлении производства в сельскохозяйственных организациях, находящихся в санации (23 процента от общей численности), получивших пакет мер поддержки и способных показать положительные результаты текущей деятельности в условиях снятой нагрузки.

Основное требование к планам санаций таких предприятий — четкое отражение выхода через три года на нормальную работу. При этом в целом сельскохозяйственные организации страны демонстрируют улучшение финансовых показателей. Темп производства продукции сельского хозяйства за январь — май текущего года составил 100,1 процента. Снижение по сравнению с предыдущими месяцами ожидаемо и объясняется поздней весной и задержкой роста трав.

По словам В.С.Матюшевского, Правительство активно работает над прогнозом социально-экономического развития страны на 2018 год и основных параметров до 2020 года. Проект Концепции прогноза предусматривает два сценария развития экономики — целевой (для прогноза) и консервативный (для формирования бюджета).

В консервативном сценарии взяты более сдержанные оценки развития как национальной экономики, так и внешних рынков. Этот сценарий предполагает оценку ВВП 2018 года в 101,1 процента. Здесь учтены и эффект растущей базы промышленности к концу прошлого года, и калийный простой, и ситуация в строительной отрасли, заявил В.С.Матюшевский. При этом же сценарии цена на нефть марки URALS в 2018 году принята на уровне 40 долларов США, курс российского рубля к доллару — 70 рублей, прирост российской экономики — не выше полутора процента. Целевой же сценарий предусматривает выход на основные показатели программы пятилетки, что предполагает реализацию запланированных мер экономической политики, создающих стимулы для ускорения экономического роста, пояснил Первый заместитель Премьер-министра.

По завершении доклада В.С.Матюшевский ответил на вопросы парламентариев.

Депутат Маркевич А.И. спросил, когда будет принят пакет документов по улучшению условий ведения бизнеса и предполагается ли внесение изменения в законодательство в целях декриминализации отдельных видов экономической деятельности.

Депутат Рыбак А.А. попросил Первого заместителя Премьер-министра рассказать об основных результатах и перспективах работы, проводимой Правительством по реформированию государственной собственности.

Депутат Бороденя В.А. поинтересовался у В.С.Матюшевского, насколько эффективно смогут субъекты хозяйствования использовать правовые инструменты, заложенные в проекте Закона «Об инвестиционных фондах», для оздоровления финансовой ситуации.

Депутат Гуйвик Н.В. обратила внимание Первого вице-премьера на многочисленные обращения граждан, указывающих на отсутствие нормативных актов, регулирующих вопросы создания и развития садоводческих товариществ.

Депутат Политико О.С. заострила проблему нерационального распределения между республиканским и местными бюджетами средств,поступающих от взимания транспортного налога, которые направляются на ремонт дорожно-уличного фонда. По мнению парламентария, при формировании бюджетно-налоговой политики на 2018 год целесообразно предусмотреть выделение 70 процентов этих средств именно в местные бюджеты, а для ремонта республиканских дорог шире использовать механизм государственно-частного партнерства.

Депутат Брич Л.Г. отметил, что во многих странах, в том числе постсоветского пространства, приватизация государственной собственности является важным средством пополнения государственного бюджета и снижения внешних заимствований. В связи с эти он поинтересовался, имеется ли в Правительстве программа развития приватизации государственной собственности.

Депутат Качина Л.И. спросил, существуют ли в Правительстве данные, позволяющие оценить, насколько влияет на повышение эффективности управления предприятиями практика их передачи в коммунальную собственность, а непрофильных активов — на местный бюджет.

Депутат Филипович Г.В. задала вопрос об экономической повестке дня, которую предполагается рассмотреть на встрече президентов Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках четвертого Форума регионов Беларуси и России.

Депутат Гайдукевич В.В. попросил В.С.Матюшевского объяснить методику расчета средней заработной платы.

Депутат Сокол А.Н. спросил, существуют ли в Правительстве планы, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране и усиление защиты прав инвесторов.

Депутат Старовойтов А.Г. обозначил проблему свободного доступа продукции текстильных предприятий его избирательного округа на российский рынок и предложил рассмотреть этот вопрос в Евразийской экономической комиссии, а также поинтересовался, существует ли возможность ускорить выдачу кредита ОАО «Беларусбанк» Могилевскому металлургическому заводу для решения производственных задач.

Депутат Сайганова Т.И. проинформировала Первого заместителя Премьер-министра, что от торговых организаций поступают жалобы на действия отдельных общественных объединений потребителей, которые при обнаружении незначительных нарушений в работе таких организаций навязывают им дорогостоящие образовательные услуги для их специалистов.

Депутат Рыбак А.А. предложил Правительству оптимизировать порядок финансирования общественных организаций, оказывающих юридические услуги.

Депутат Гайдукевич В.В. попросил Первого вице-премьера пояснить порядок утилизации просроченных продуктов питания.

Далее на вопросы парламентариев отвечали члены Правительства.

Обращаясь к Министру труда и социальной защиты Костевич И.А., депутат Цуприк Л.А. заострил проблему несовершенства порядка начисления пенсий отдельным работникам сельского хозяйства и образования.

Депутат Конончук Т.П. обратила внимание заместителя Министра финансов Кийко Д.Н. на необходимость снять ограничения на поддержку индивидуального жилищного строительства в Могилевской области, в связи с тем что эти строения могут быть использованы для нужд субъектов хозяйствования, что будет способствовать развитию деловой инициативы.

Депутат Милошевский В.С. передал Д.Н.Кийко просьбу своих избирателей рассмотреть вопрос о совершенствовании процедуры допуска автотранспортных средств к участию в дорожном движении. Речь идет прежде всего о том, что при смене собственника автотранспортное средство должно повторно проходить платную процедуру техосмотра.

Депутат Политико О.С. обратила внимание, что в последние годы снижается сумма сборов пошлины, взимаемой при прохождении технического осмотра. Такая тенденция, по мнению парламентария, связана с неэффективным распределением средств между республиканским и местными бюджетами. Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. предложил рассмотреть вопросы, связанные с транспортным налогом, в рамках подготовки проекта республиканского бюджета на 2018 год.

Депутат Щепов В.А. попросил председателя Белорусского государственного концерна «Беллегпром» Ефимчика Н.В. уделить большее внимание ситуации, связанной с дальнейшим развитием предприятия «Речицкий текстиль».

Депутат Жибуль Н.П. привлекла внимание первого заместителя Министра жилищно-коммунального хозяйства Поскробко О.Г. к тому, что после внедрения системы оплаты коммунальных услуг ЕРИП товарищества собственников оказались в неравных условиях по сравнению с теми, кто пользуется услугами служб ЖКХ.

Депутат Нижевич Л.И. вернулась к вопросу о состоянии дорог и улиц, которые находятся на балансе ЖКХ, в агрогородках и районных центрах. Эту тему поддержал идепутат Гайдукевич В.В., который указал заместителю Министра транспорта и коммуникаций Ляхновичу А.А. на плохое качество недавно построенных дорог.

Депутат Мартынов И.Ф., обращаясь к заместителю Министра транспорта и коммуникаций, вновь поднял проблему транспортного сбора. По его словам, некоторые образовательные организации, имеющие транспортные средства, вынуждены уплачивать этот сбор дважды в год.

В ходе заседания парламентарии задали членам Правительства 29 вопросов.

Все новости